Open menu

Информация о проведении специальной оценки условий труда

С целью унификации существующих процедур оценки условий труда на рабочих местах, создания единого механизма определения оснований для предоставления предусмотренных законодательством Российской Федерации гарантий и компенсаций работникам, занятым во вредных и опасных условиях труда, одновременно с созданием условий экономического стимулирования работодателей к вложению средств в улучшение условий и охраны труда в целях оптимизации своих дальнейших издержек по предоставлению указанных гарантий и компенсаций, принят подготовленный Минтрудом России федеральный закон № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О специальной оценке условий труда» (далее - закон).

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда).

Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

В соответствии с требованиями вышеназванного закона работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда и в дальнейшем реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов проведения спецоценки условий труда.

Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для: разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; оценки уровней профессиональных рисков; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций и другое.

Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.

Организации, аккредитованные в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу настоящего закона аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года включительно.

Проводиться специальная оценка условий труда будет в соответствии с методикой, которая уже одобрена на Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и находится на утверждении в Минюсте России.

Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Для организации и проведения спецоценки условий труда работодателем образуется комиссия и утверждается график проведения специальной оценки условий труда. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.

В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, и обязательно - представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Таким образом, профсоюз в сфере охраны труда должен принимать большее участие, в результате чего, гарантии защиты прав работников предприятия должны увеличиться.

Кроме этого, согласно требованиям нового закона, работодатель будет декларировать соответствие условий рабочих мест государственным требованиям к ним.

Для того чтобы переход к специальной оценке был не слишком обременительным с финансовой точки зрения, новый закон дает возможность перестроиться работодателям до 2018 года. Иначе говоря, в течение оставшегося времени продолжают действовать результаты аттестации рабочих мест, у которых не вышел срок действия. Однако, в тех организациях, где срок аттестации рабочих мест закончился, необходимо с 1 января 2014 года проводить специальную оценку условий труда.

Законом предусмотрена возможность проведения оценки эффективности применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, выданных им средств индивидуальной защиты, по результатам которой может быть принято решение о снижении класса (подкласса) условий труда.

В целях реализации отдельных поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законом предусмотрено также внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовный кодекс Российской Федерации в части усиления административной и уголовной ответственности за нарушения законодательства об охране труда.

Чтобы финансово заинтересовать работодателей в спецоценке, в законе предусмотрена зависимость страховых взносов в Пенсионный фонд РФ от результатов проведенной процедуры.

В зависимости от итогов специальной оценки условий труда, устанавливается размер дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Чем безопасней труд, тем ниже отчисления в Пенсионный фонд РФ

Согласно требованиям закона, экспертиза качества специальной оценки условий труда осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в рамках государственной экспертизы условий труда, предусмотренной Трудовым кодексом Российской Федерации.

Полномочия государственной экспертизы условий труда в Брянской области – это полномочия управления государственной службы по труду и занятости населения Брянской области.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований закона осуществляется Государственной инспекцией труда в Брянской области.

Разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласие работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалобы работодателя на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда, также рассматриваются госинспекцией труда, решения которой могут быть обжалованы в судебном порядке.

Кроме того, работодатель, работник, выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке.

Уважаемые работодатели!

Начиная с января 2014 года, в организациях необходимо проводить специальную оценку условий труда.

Для проведения данной процедуры можно обращаться в организации области, соответствующие требованиям вышеназванного федерального закона, которые оказывали услуги по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда.

По вопросам проведения специальной оценки условий труда можно обратиться в управление государственной службы по труду и занятости населения Брянской области и получить консультации по телефонам:

8(4832) 64-53-15, 8(4832) 41-17-69.

 

Версия для
слабовидящих

Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Авторизация